12 АВГУСТА В РОССИИ ОТМЕЧАЕТСЯ ДЕНЬ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил. После создания в 2015 году Воздушно-космических сил РФ (ВКС РФ), в состав которых вошли Военно-воздушные силы страны, праздник стал отмечаться и как День Воздушно-космических сил РФ. Российские военно-воздушные силы существуют уже более века и успели за это время пройти славный боевой путь. Сегодня ВКС России считаются одними из самых сильных в мире.

106 лет назад, 12 августа 1912 года, указом императора Николая II в стране был сформирован штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Это отправная точка в истории российских военно-воздушных сил.

Крымчане-летчики ,участники ВОВ , достойны особенного поздравления и почтения их памяти за героизм проявленный в 1941-1945 гг.

Амет-Ха́н Султа́н (Amet-han Sultan) (20 октября 1920 года — 1 февраля1971 года) — советский военный лётчик, гвардии майор, заслуженный лётчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза (19431945).

Амет-Хан Султан родился в городе Алупке ныне Ялтинского горсоветареспублики Крым в семье рабочего. Отец — лакец (родом из аула Цовкра в Дагестане), мать — крымская татарка. Член КПСС с 1942 года. В 1937 году окончил 7 классов и поступил в железнодорожное училище в Симферополе. После окончания учёбы работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году.

В РККА с февраля 1939 года. В 1940 году, по окончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова, в звании младшего лейтенанта, направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишинёвом. Летал на самолётах И-15 и И-153. Встретил войну в Молдавии.

Уже 22 июня 1941 года младший лётчик 4-го истребительного авиационного полка Амет-Хан Султан выполнил несколько боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. Осенью 1941 года прикрывает небо Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на «Харрикейны».

С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО города Ярославля. Здесь Амет-Хан Султан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88», ударив его левой плоскостью снизу. При ударе «Харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «Юнкерсе». Лётчику удалось выбраться из кабины своего самолёта и воспользоваться парашютом. За этот подвиг Амет-Хан был награждён именными часами и удостоен звания почётного гражданина города Ярославля.

Летом 1942 года Амет-Хан воюет под Воронежем на самолёте Як-1, а с августа 1942 года на самолёте Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь он зарекомендовал себя как признанный ас и был включён в состав 9-го гвардейского ИАП, своеобразной сборной советских лётчиков, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, кроме него, вошли признанные асы: будущие дважды Героq Советского Союза Владимир Лавриненков, Алексей Рязанов, Иван Степаненко и будущие Герои Советского Союза И.Г. Борисов и Б.Н. Ерёмин. Под Сталинградом Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.

В октябре 1942 года Амет-Хан Султан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го ГИАП, в составе которого он воевал до конца войны.

После переучивания на «Аэрокобру» он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточённых воздушных боях на Кубани, в освобождении ТаганрогаМелитополяКрыма. В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолёт Физелер Fi-156 «Шторх». После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины, он совершил на ней самостоятельный полёт. После отдыха летом 1944 года и перехода на новый истребитель Ла-7, Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина.

Последний свой воздушный бой гвардии майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 года над находящимся в черте Берлина аэродромом Темпельхоф, сбив «Фокке-Вульф 190».

Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1136) командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хану Султану присвоено 24 августа 1943 года. Второй медалью «Золотая Звезда» помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Султан награждён 26 июля 1945 года.

После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все лётчики-асы были направлены на учёбу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан — слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учёба шла очень трудно, давал знать о себе недостаток образования. И в начале 1946 года лётчик подаёт рапорт, в котором пишет: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учёбы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учёбы в академии». Его рапорт был удовлетворён, и в апреле 1946 года подполковник Амет-Хан Султан был уволен в запас.

Однако лётчик не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии. В феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в Жуковском. За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей. Он с успехом выполняет самые различные испытания.

В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолёте Ту-2 проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе.

23 сентября 1961 года Амет-Хану Султану было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (номер знака — 38). За время лётной работы он освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов.

Жил прославленный лётчик в городе Жуковский Московской области. 1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Имеет награды:

  • 2 медали «Золотая Звезда»
  • 3 ордена Ленина
  • 4 ордена Красного Знамени
  • Орден Александра Невского
  • Орден Отечественной войны 1 степени
  • Орден Красной Звезды
  • орден «Знак Почёта»
  • медали

Его именем названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, площадь и аэроклуб в Симферополе, горный пик в Дагестане.Бронзовый бюст прославленного лётчика установлен в его родном городе Алупке, а также в Махачкале.Аэропорт Махачкалы имени Ахмед-хан Султана. На 34-м километре линии Остряково — Евпатория расположена платформа Амет-хан Султан. Городской совет Алупки удостоил Амет-Хана Султана звания почетного гражданина Алупки и присвоил местной школе № 1, где учился Амет-Хан, имя летчика.

Ерошенко Виктор Иванович — лётчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза (1945), полковник.

Родился 9 марта 1921 года в городе Евпатория ныне Крымской области в семье рабочего. Белорус. Член ВКП(б)/КПСС с 1946 года. Образование неполное среднее.

В 1937 году был призван в Красную Армию и направлен в летное училище. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу. Получил назначение в 35-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, вооруженный самолетами СБ. В ходе советско-финляндской войны 1939-1940 годов совершил 47 боевых вылетов.

Начало Великой Отечественной войны встретил в городе Тарту (Эстония), где дислоцировался 35-й авиаполк. С первых дней принимал участие в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков. Уже 29 июня 1941 года в составе звена СБ нанес результативный бомбовый удар по переправе гитлеровцев через реку Даугаву.

После потери самолетов полк был отведен в тыл на перевооружение. Старший лейтенант Ерошенко в короткое время освоил пикирующий бомбардировщик Пе-2. В начале марта 1942 года в составе полка прибыл на Волховский фронт. С первых дней началась напряженная боевая работа, делали ежедневно по два-три боевых вылета, нанося удары по аэродромам, железнодорожным узлам, другим объектам, живой силе и технике противника. Вскоре на счету экипажа было уже 167 боевых вылетов.

В очередном вылете самолет Ерошенко подвергся обстрелу зенитной артиллерии и атаке истребителей. В неравном бою экипаж сбил два вражеских истребителя, однако самолет был поврежден, убиты стрелок-радист старшина Митрофанов и штурман лейтенант Черпак, сам Ерошенко получил тяжелое ранение и на время потерял сознание. Горящий самолет пришлось покинуть. Превозмогая боль, он с трудом левой рукой на высоте 500-600 метров раскрыл парашют и приземлился в расположении наших поиск. Задание было выполнено, в результате точного попадания по железнодорожному узлу эшелон с боеприпасами взлетел на воздух.

После госпиталя вернулся в свою часть. В составе полка летчик Ерошенко участвовал в боях за освобождение Польши, громил врага на территории Германии. К концу войны стал заместителем командира полка — инспектором-лётчиком по технике пилотирования и теории полётов.

К маю 1945 года майор Ерошенко совершил 205 боевых вылетов, из них 87 на разведку войск противника. Провёл 12 воздушных боёв, в которых экипажем было сбито 3 вражеских истребителя.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майору Ерошенко Виктору Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7880).

После войны продолжал службу в армии. В 1952 году окончил Военно-воздушную академию. С 1961 года полковник Ерошенко — в запасе. Жил в городе Симферополь. До 1977 года работал в гражданской авиации.

Скончался 6 декабря 1980 года в Симферополе.

Похоронен на аллее Героев в Евпатории.

Награжден двумя орденами Ленина (03.11.42; 27.06.45), орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени (15.02.45; 15.06.45), орденом Отечественной войны 1-й степени (16.02.43), двумя орденами Красной Звезды (22.02.41; 03.11.53), медалями.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
ДОСААФ России Республики Крым - официальный сайт
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.